Если ваш бизнес не растет, то он будет сужаться, т.к. нет ничего статичного. Если доход за месяц не увеличивается в течение года, то вы теряете даже из-за инфляции. Да и конкуренты не дремлют. Куда они будут двигаться, если рынок поделен? В ваше поле.
С другой стороны, расширение имеет много преимуществ: появятся новые покупатели, предприниматель будет зарабатывать больше, новые сотрудники привнесут новые идеи.
Когда нужно расширять бизнес?
Любые глобальные перемены на предприятии могут привести к разным последствиям, в т.ч. неприятным. Потому что увеличиваются временные и финансовые расходы, возрастает сложность в управлении, появляются новые «игроки» – поставщики и партнеры, с которыми надо выстраивать отношения, конкуренты и пр.
Поэтому развитие должно идти естественным ходом – для расширения дела должны быть предпосылки. В первую очередь, бизнес давно должен окупить себя и приносить стабильную прибыль.
Какие существуют способы, чтобы расширить бизнес?
Открытие новой точки
Если вы намерены строить сеть офисов (магазинов), надо понимать, что при этом все яйца кладутся в одну корзину – вы работаете с тем же продуктом на ту же аудиторию потребителей. Поэтому учитывайте следующее:
- Убедитесь, что ваш бизнес показывает устойчивый рост за последние несколько кварталов (лет).
- Составьте бизнес-план открытия новой точки.
- Определите, за счет чего будет финансироваться объект.
- Выберете место, которое будет лучшим для вашего бизнеса, а не кошелька (скупой заплатит дважды).
Новые рынки
Расширить бизнес в регионы – первое, что приходит в голову, когда местный рынок уже охвачен вашим продуктом.
Чтобы не попасть впросак с выходом на чужую территорию, изучите рынок и оцените все риски. Будет ли востребован ваш продукт в другом городе (регионе)? Вы выдержите там конкуренцию? Может оказаться, что более привлекательной окажется область, находящаяся чуть дальше соседних.
Франшиза
Франчайзинг заключается в том, чтобы дать полностью готовую технологию работы
другим предпринимателям и получать процент либо разовый платеж за право использовать ваш бренд или ТМ «под ключ». Если вы ищите вариант расширить бизнес без вложений, то способ не подойдет. Франчайзинг требует юридической подготовки и сопровождения сделок, а это - расходы.
Лицензирование бренда
Если вы уделили большое внимание продвижению марки своей компании, то у потребителей уже формируется то, что в маркетинге называют осведомленностью о бренде. Когда накапливается такой неосязаемый капитал, со временем его можно монетизировать с помощью продажи лицензии на свою ТМ — передать права другим компаниям использовать ваш бренд.
Например, владелец фитнес-клуба может предложить местному производителю футболок использовать свой логотип. Или у Вас раскрученный центр детского развития. Тогда можно предложить местной канцелярской фабрике печатать продукцию для школы и с использованием логотипа вашего бренда.
Главный принцип: чтобы привлечь покупателя лицензии, ваша марка должна иметь определенный вес среди потребителей.
Стратегическое партнерство
Объединение ресурсов двух компаний может не только увеличить прибыль каждой, но и повысить шансы выживания. Стратегический альянс – хороший вариант противостояния более крупному игроку. Но помните: каждая сторона должна понимать свою коммерческую выгоду и быть заинтересованной в партнерстве.
Успех в расширении бизнеса лежит в основе финансовой устойчивости (даже если идея окажется неудачной, денег должно хватить настолько, чтобы действующий бизнес не пострадал) и компетенции в той области, которую собираетесь покорить.